Крупные торговые сети давно покорили рынок. Причем во всех его сегментах. Взять хотя бы для примера экспансию Леру Мерлен. Малому бизнесу в такой ситуации не просто. Приходится искать разные пути, чтобы начать дело, закрепиться и не потонуть в первый же год. Трудно сказать, что мелкая розница получает поддержку из вне. Нет какого-то глобального решения, которое помогло бы малому бизнесу чувствовать себя уверено. Некоторые инициативы, при их исходном благом намерении, вызывают больше вопросов, чем поддержки. Об одном таком сейчас расскажем.
Закрыть супермаркеты
В Совете Федерации предложили закрывать супер- и гипермаркеты по субботам и воскресеньям с целью стимулировать продажи в небольших торговых точках. Мол, только они и будут работать в выходные. Ссылаются при этом на подобный опыт в европейских странах — Германии, Франции.
Надо сказать, что идея не нова. В 2017 году сенаторы это уже предлагали. Но там список мер дополняли ограничения работы супермаркетов до 9 часов в будние дни и полностью исключали круглосуточный режим. Правительство, Минпромторг, ФАС законопроект тогда не поддержали. Известно, что и сейчас, в 2019 году, ход инициативе вряд ли дадут.
По словам представителей Минпромторга, а также бизнес-экспертов, сравнивать практику торговли в России и Европе некорректно. По сравнению с европейским рынком торговых площадей в нашей стране в два раза меньше. Т.е. велик шанс оставить население в выходные дни без должного продуктового и промтоварного обеспечения.
Говорят и о других негативных последствиях:
- рост издержек для продавцов и производителей
- снижение общего объема закупок товара
- изменение логистической системы
- недовольство общественности
Торговые сети потеряют чуть ли не половину своего оборота. Это объясняется тем, что 40% всех покупок совершается в крупных магазинах именно в субботу и воскресенье, когда у людей появляется свободное время. Пострадать может не только конкретная продуктовая сеть, но и все те магазины, что находятся рядом в рамках одного ТЦ — а это и магазины одежды, и строительные гипермаркеты, и индустрия развлечения в целом. Не секрет, что выход в торговый центр, где есть кинотеатр, кафе, детские игровые комнаты, аттракционы и зоопарки — одно из любимых, а порой, и единственное времяпрепровождение россиян. Особенно в небольших городах, где мест досуга крайне мало.
Что касается мнения общественности, то еще в 2017 году оно было почти единогласным. По опросам ВЦИОМ, 82% россиян не поддержали инициативу закрытия супермаркетов на выходных. Около 70% сказали, что им это будет неудобно. И почти 40% опасались тогда роста цен в маленьких магазинах, на ярмарках и рынках.
Главное, о чем твердят эксперты в один голос, и тогда, в 2017-ом, и сейчас, — закрывая на два дня супермаркеты и гипермаркеты, людям не предоставляют альтернативу, т.е. мелкоформатная торговля в России не развита. Можно долго говорить, почему и кто в этом виноват, но факт остается фактом, сегодня такие решения не приемлемы. Прежде чем что-то запретить и ослабить влияние крупных торговых сетей, необходимо это влияние усилить у малого формата. Но пока в том сегменте было больше запретов, нежели перспектив.
Кстати, подвижки в теме есть. Минпромторг заявил о намерении вернуть ларьки и торговые палатки на улицу городов. Те самые, что с огромным резонансом недавно сносились. Основной причиной «триумфального возвращения» в Министерстве назвали рост частных производителей, которым не хватает места в крупных сетях для реализации собственной продукции. И, конечно, создание новых рабочих мест. По предварительным оценкам эта цифра достигает 250 тысяч.
Торговые супер- и гипермаркеты занимают более 30% рынка. При этом за последние 3 года здесь наблюдается падение спроса в среднем на 1,5-2% в год. Связано это с ухудшением благосостояния граждан. Продуктовая корзина изменилась. Люди приобретают товары первой необходимости в магазинах у дома, все чаще экономя на продуктах питания.
А как в Европе?
Закрытие магазинов в выходные дни имеет скорее религиозный подтекст, чем экономический. Да и практикуется больше в таких странах как Италия или Испания, где местные рынки, лавки, семейные магазины популярнее сетевых. В Германии, которую приводят в пример, супермаркеты закрывают, во-первых, не во всех землях, а, во-вторых, не каждое воскресенье. В Берлине сетям разрешено работать 8 воскресений в год, в остальных землях — по усмотрению местных властей, количество достигает и 16 воскресений.
Во Франции в туристических местах супермаркеты работают ежедневно до полуночи, в остальных районах их закрывают в воскресенье, но дают поблажку 12 раз в год, включая предрождественские недели. В Англии в выходные дни супермаркеты открыты 6 часов в день, а магазины площадью до 300 кв.м. работают без ограничений.