Ты монтажник? Записывайся на вебинары в удобное время!
  • 8 800 100 25 57 Бесплатно по России
  • 8 800 200 25 57 Бесплатно по Казахстану
Заказать обратный звонок

Леонардо Да Винчи — гений на все времена

19 марта 2021

Какую бы тему мы не затрагивали в нашей «Истории вещей», непременно всплывает имя Леонардо да Винчи. Идеальный образчик «универсального человека», кажется, приложил руку ко всем сферам тогдашней (да и нынешней) жизни — от войны до живописи. Обойти эту личность стороной невозможно, рассказывать о ней — удовольствие.

Леонардо да Винчи

Но, в первую очередь, нас интересуют те изобретения Леонардо Пьеровича, которые касаются коммунальных коммуникаций и гигиены. О них и поговорим.

Каналы

Мастер очень много времени уделил работе с водой, считая ее «движущей силой природы». Да и кроме физической силы, на тот момент не существовало другого доступного источника энергии для тех же мельниц или точильных камней.

Однако, отношение Леонардо да Винчи к воде нельзя было назвать чисто прикладным. Ученый видел в ней модель строения Вселенной и существования жизни на земле. Этот двойственный, прагматично-творческий подход показывают рисунки, где чертежи соседствуют с поэтическими комментариями.

Изучая силу и возможности воды, да Винчи конструировал деревянные и стеклянные модели, имитировавшие русло. Заполнял их окрашенными потоками, изучая взаимодействие течений, отмечал буйками.

Работа с каналами и реками была еще и насущной необходимостью. Леонардо учился и долгое время работал во Флоренции — тогдашней интеллектуальной столице Италии, имевшей определенные проблемы с транспортными ресурсами.

Один из его масштабных проектов — изменение русла река Арно. Система шлюзов и каналов должна была соединить Флоренцию с морем, дав надежный судоходный путь. Учитывались даже плотины, которые препятствовали разрушению русла. Но, как часто бывает, проект был амбициозней возможностей того времени, сил и средств на его воплощение не хватило. А во Флоренции до сих пор можно увидеть участок вырытого тогда канала.

Шлюзы

Время работы в Милане, на службе у Людовико Сфорца, также оставило потомкам множество масштабных проектов. Город в те времена был окружен каналами, но их систему нельзя было назвать оптимальной.

Чтобы контролировать массы воды, Леонардо да Винчи разработал конструкцию шлюзовых ворот. Ключевое новшество состояло в двух моментах — использование двух створок и форма ворот, напоминающая латинскую V. Такая конструкция обеспечивала запирание шлюза за счет встречного напора воды, он сводил створки вместе.

Леонардо да Винчи

Еще одна интересная особенность — малые шлюзовые ворота, встроенные в большие. С их помощью выравнивалось давление воды и ее уровень по обе стороны створок, а затем уже открывалась вся конструкция.

Подобный шлюз можно увидеть на канале имени Москвы.

Возвращаясь же в Милан, упомянем еще водную лестницу из 130 ступеней. Ее да Винчи сконструировал, чтобы лежащая ниже долина не заболачивалась.

Гидравлика

Гидравлика, как и гидродинамика, занимала умы множества ученых того поколения. Но именно работы да Винчи вызывают восхищение своей конструкторской отточенностью и графическим воплощением.

В статьях по истории насоса мы рассказывали об изобретенном Леонардо «вечном двигателе», где использовался архимедов винт и турбина, разработанная да Винчи. Архимедов винт, к слову, также был доработан — ученый подобрал оптимальное количество витков спирали и угол наклона оси, что сделало приспособление эффективней.

Но были и другие проекты «для воды».

Водяное колесо. Апгрейд водоподъемной машины, известной с древнейших времен.

В отличие от ранних прототипов, использовавших в качестве источника энергии мускульную силу, колесо Леонардо работало от движения воды.

Леонардо да Винчи

Конструктивно изобретение представляло собой обод со спицами, на который с помощью цепей крепились ведра. В движение колесо приводилось течением, сила которого передавалась через шестерни и валы. Поднятая вода отправлялась к потребителям по трубам. То есть мы видим перед собой полноценный водопровод.

Драга. Каналы и русла, о которых мы упоминали выше, требовали очистки от ила, грязи и камней. Делать эту работу вручную, по понятным причинам, было крайне неэффективно.

Леонардо да Винчи

Да Винчи разработал драгу — плавучую землечерпалку, выражаясь простым языком. Основой изобретения служили две лодки, на которые устанавливался крутящийся барабан с четырехлопастным рабочим органом. Между лодками был принайтован плот, в который ссыпался ил.
Система приводилась в движение рукоятью, лопасти зачерпывали ил и, пройдя большую часть круга, сбрасывали его на плот. Характерно, что ковши были скошены, чтобы поднятый материал ссыпался вбок от траектории движения лопастей.

При этом драга цеплялась канатом с одной стороны к берегу, с другой — к своему барабану. При каждом повороте канат наматывался на барабан, а установка продвигалась вперед.

Ось лопастей можно было регулировать, что меняло глубину вычерпывания грунта.
В наше время драги — это монструозные механизмы, которые используют на горно-обогатительных комбинатах. Но принцип работы остался прежним.

Идеальный город

Чума в Средние века случалась едва ли не чаще Крестовых походов. Вот и не чужой для Леонардо Милан потерял порядка 50 тысяч жителей от эпидемии в 1484-1485 годах. И сейчас число внушительное, а по тем временам урон просто катастрофический.

В очередной раз опередив свое время, да Винчи понимал, что причина распространения чумы — антисанитария и перенаселенность города. Поэтому предложил Людовигу Сфорца проект, футуристичный даже по нашим временам.

Это был тщательно спланированный город будущего, чье функционирование обеспечивалось технологиями.

Город был разбит на 10 районов по 30 000 человек. В каждом был автономный водопровод, что снижало риски заражения при эпидемиях. Весь город связывала система водных каналов с гидравлическими механизмами, подававшими воду в каждый дом.

При этом жилые помещения находились на верхних уровнях, хозяйственные и торговые — на средних, а нижние были отведены под канализацию. Ничего не напоминает?

Помимо коммунальных коммуникаций в этом проекте были и другие нестандартные решения. Например, минимальная ширина улиц была равна среднестатистической высоте лошади. Спустя множество лет Совет Лондона посчитал эти пропорции идеальными и постановил привести улицы в соответствие с заветами да Винчи.

Рассказ обо всех изобретениях Леонардо занял бы добрую треть нашего сайта, поэтому пока остановимся лишь на тематических разработках. Уверены, что имя да Винчи всплывет еще не раз в наших статьях и с нетерпением ждем новой встречи.


читайте также

Общественные туалеты, за которые не стыдно Современный рынок сантехнических изделий невероятно обширен. Он позволяет создавать проекты, напоминающие эффектные арт-объекты…
Как привести в порядок школьный туалет, если бюджет ограничен? Недавно компания Domestos провела нашумевший конкурс. В течение нескольких недель она публиковала на официальном сайте фотографии худших школьных уборных, присланные из разных городов страны…
Инспекция новостроек: ограничения ремонта при ипотеке Поскольку государственная программа действует на новостройки, ремонта жильцам не избежать в 95% случаев. Сделает ли его строительная бригада или вы справитесь самостоятельно — второй вопрос. Важно знать, что можно и что нельзя менять в ипотечной квартире…