Об отсталости нашей страны в вопросах утилизации отходов говорит статистика: лишь 5% бытового мусора в России проходит переработку для вторичного использования, в то время как в Европе этот показатель превышает 50%.
Отказ от переработки отходов влечет за собой увеличение количества несанкционированных свалок, суммарный объем которых с каждым годом становится больше на несколько миллионов тонн. Масштабы проблемы, провоцирующие экологическую угрозу для многих населенных пунктов вблизи несанкционированных свалок, побудили правительство искать пути решения на законодательном уровне.
Цель и задачи мусорной реформы
Главная цель законодательного проекта – рационализация обращения с ТБО. По замыслу законодателей, осуществление данной цели должно произойти путем решения следующих задач:
- Введение обязательства на раздельный сбор отходов;
- Переработку ТБО на вторсырье;
- Ликвидацию несанкционированных свалок;
- Открытие мусороперерабатывающих заводов.
Еще одна идея авторов законопроекта – стимулировать региональных операторов по обращению с ТБО транспортировать мусор на специализированные полигоны. Так, по мнению законодателей, наступит постепенное сокращение вывоза мусора на непригодные для этих целей территории.
Нормативные правовые акты, определяющие содержание реформы
Внесениями поправок в 89 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» началось преобразование законодательства в области обращения с ТБО. Этому событию предшествовал указ Президента РФ №781. Суть поправок в 89-ФЗ заключается в ряде нововведений в системе обращения с отходами, а также переквалификации твердых бытовых отходов в твердые коммунальные (ТКО).
Постановление Правительства РФ №269 от 04.04.2016 с целью преобразования закона, регламентирующего перевод ТБО в ТКО и обращение с отходами, устанавливает порядок и нормы учета накопления коммунальных отходов.
В декабре 2017 года был принят Федеральный Закон №503, определяющий правила обращения с ТКО с 01.01.2019. Главным образом, мусорная реформа – это изменения в ФЗ №503.
Данный закон обязывает правительства всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения, предоставить алгоритм действий по обращению с ТКО в своем регионе. Отношения между региональным оператором и гражданами определяются Жилищным и Гражданским кодексом РФ, а сфера коммунальных услуг Федеральным Законом №354 от 06.05.2011 г.
Какие нововведения сулит программа?
Мусорная реформа предполагает усовершенствование модели вывоза и размещения твердых отходов. Достижение этой цели предполагается путем реализации следующих нововведений:
- Формирование территориальных планов и схем обращения с ТКО;
- Выбор регионального оператора на конкурсной основе;
- Создание современных мусороперерабатывающих комплексов.
Поскольку новый закон пересматривает алгоритм работ с бытовыми отходами, вывоз мусора считается теперь отдельной услугой, которая должна оплачиваться индивидуально собственником жилого или коммерческого помещения. Внедрение современных технических систем обслуживания в рабочий процесс коммунальных компаний предвещает рост тарифов утилизации ТКО.
Мусорная реформа будет признана успешной, если к 2030 году с помощью ряда мер, принятых правительством в рамках программы, будут решены следующие проблемы:
- Будет налажен прозрачный контроль за рабочим процессом региональных операторов;
- Будет пресечена работа нелегальных перевозчиков мусора;
- Установится раздельный сбор отходов среди граждан;
- Несанкционированные свалки безвозвратно исчезнут с карты России.