Заказать обратный звонок
14 декабря 2020
Итоги года:
что менялось в системе ЖКХ. Тарифы и законы

В 2020 году самые обсуждаемые в мире новости были связаны с пандемией. За обновлениями по этой теме в России следили также пристально, как за повышением тарифов на коммунальные услуги. Но в ЖКХ в этом году были и другие важные для потребителей изменения. Читайте о них в нашем обзоре.


Проиндексировали тарифы

В 2019 году тарифы на коммунальные услуги повышали два раза: 1 января и 1 июля. Тогда необходимость двухэтапной индексации объяснили изменением НДС с 18 до 20%. В 2020 году вернулись к стандартной схеме, когда тарифы пересматривают раз в год 1 июля и никому не портят предпраздничное настроение.

Правительство определяет максимальный процент – предельный индекс изменения платы – для каждого региона отдельно. Например, в этом году для Москвы он составил 5%, Московской области – 4,1%, Санкт-Петербурга – 3,8%, а для Ленинградской области – 3,6%. Сильнее всего коммуналка подорожала в Чеченской Республике: на 6,5%.

В среднем по стране плата за коммунальные услуги выросла в 2020 году на 4%. Увеличились тарифы на отопление, электричество, газ, холодную и горячую воду, канализацию и вывоз мусора.

Начали модернизацию системы учета электроэнергии

1 июля в России вступил в силу закон о переходе на интеллектуальные системы учета электричества. Один из элементов этой системы – «умный» счетчик, который самостоятельно передает показания по беспроводной сети.

Переход на «умные» счетчики будет постепенным: ими планируют заменять вышедшие из строя. Устанавливать новые приборы будут энергосбытовые и электросетевые компании, скорее всего, на деньги из фонда капитального ремонта. На этот процесс заложено три года.

Раньше других интеллектуальными приборами для учета расходов по электричеству обзаведутся многоквартирные дома, которые будут введены в эксплуатацию с 1 января 2021 года.

Предполагается, что счета на оплату будут формироваться в специальном приложении или на сайте. Реформа призвана решить проблему, когда потребители задерживают или не передают показания.

Сначала отменили сбор документов для субсидий на ЖКХ, а потом вернули

С 1 октября 2020 года Правительство РФ вернуло требование предоставлять пакет документов, чтобы получать льготы и субсидии на ЖКХ. Ранее оно было отменено в начале года из-за коронавируса, поэтому до октября выплаты продлевались автоматически.

Для россиян это означает возвращение в их жизнь хождения по бюрократическим кругам ада. Правда, теперь в медицинской маске и перчатках.

Дали предпринимателям отсрочку на оплату аренды и позже отменили ее

Во время опасной эпидемиологической ситуации представителям малого и среднего бизнеса пошли на встречу. Предприниматели смогли получить отсрочку на погашение арендной платы, уменьшить ее размер или разорвать договор без штрафов. 1 октября от этого «коронавирусного» послабления отказались.

Получившие отсрочку предприниматели должны выплатить задолженность до конца 2022 года, а первый платеж необходимо сделать не позднее 1 января 2021. Рекомендуем бизнесменам заранее внести первый платеж, чтобы не бежать в банк в последний день.

Закрепили за гражданами право не платить за некачественные услуги ЖКХ

7 ноября стали действовать новые поправки в Жилищном кодексе РФ. Теперь россияне могут требовать пересчитывать и снижать размер платы за коммунальные услуги низкого качества, а в некоторых случаях и вовсе не платить.

Качество услуг ЖКХ оценивают по действующим нормативам. Например, в доме из-за аварии отключили холодную воду на два дня. Постановлением Правительства РФ закреплено, что максимальная продолжительность перерыва в подаче воды не должна превышать четырех часов. При нарушении плата за водоснабжение в текущем месяце снижается на 0,15% за каждый час сверх нормы.

Перерасчета можно требовать и в случае, если температура горячей воды не доходит до 60 °C.

Чтобы добиться перерасчета, потребителю следует вызвать жилищную инспекцию. Специалист проверит предоставленную информацию о ненадлежащим образом оказанной услуге и составит акт. Если нарушение подтвердится, ресурсоснабжающая организация или управляющая компания будет должна изменить сумму в квитанции. Если реакции не последует, гражданин в праве обратиться в суд.

Для потребителей эта поправка облегчает процесс перерасчета платы за коммуналку. Ведь теперь его можно получить, не дожидаясь выяснений, по чьей вине произошел перебой или авария.

На рассмотрении с апреля 2020 года находится законопроект, цель которого – запретить банковскую комиссию при оплате услуг ЖКХ. Сейчас комиссия составляет 0,5-2% от суммы платежа. Но из-за того, что у некоторых банков есть минимальный размер комиссии, например, 40-50 рублей, при платеже в сто рублей процент вырастает в десятки раз. Будет ли эта инициатива одобрена – узнаем в следующем году.

Больше юридической информации читайте в «Школе Мастера».


ЖЭК или частные мастера — как работают и кому доверять Коммуникации в квартире или доме не могут быть вечными. Это аксиома, проверенная годами. Трубы засоряются, соединения текут, приборы приходят в негодность. Рано или поздно, так или иначе…
Что выбрать для уплотнения резьбы Сантехническая резьба требует дополнительного уплотнения, иначе протечек и проблем не избежать…
Системы фильтрации водопроводной воды мы рассмотрим, какие системы фильтрации водопроводной воды представлены на российском рынке. В фокусе — проточные и обратно осмотические модели, ведь настольными кувшинами и бутилированной водой вопрос не закрыть…