Судовой трубопровод предназначен для обеспечения жизнедеятельности судна и транспортировки разных видов веществ внутри объекта и за его пределы. Судовой трубопровод в общей системе трубопроводов является, пожалуй, самым ответственным, т.к. от качества его проектирования, выбора материалов, строительства и эксплуатации зависит безопасность и жизнь людей, экологическое состояние конкретной водной зоны, потенциальный вызов техногенных и экологических катастроф.
Разберемся, что такое судовой трубопровод, из каких важнейших частей состоит, какие функции выполняет и какие материалы гарантируют долговечность, живучесть и герметичность этой сложной системы.
Состав судового трубопровода
Если представить себе структуру судового трубопровода, который пронизывает весь плавучий объект вдоль и поперек, возникает ощущение, что корабль, танкер и даже речной трамвайчик — это и есть сеть труб и арматуры, помещенная в герметичный корпус. Настолько он масштабен, разнообразен и обеспечивает саму возможность судна уходить в плаванье и выполнять стоящие перед ним задачи.
Судовой трубопровод состоит из:
Труб
Это основа судовой системы. Материал для труб, с учетом специфической сферы применения и повышенной вероятности образования коррозии и эрозии, подбирают согласно строгим требованиям российских и мировых стандартов. Выбор материала зависит от транспортируемого по трубам вещества, специфики окружающей среды, а также бюджета судоходной организации.
Для строительства судового трубопровода используют трубы из углеродистой стали, легированной стали, меди, меди и никеля, латуни, дюралюминия. Если на объекте предстоит работа с высокоагрессивными средами, то трубы изготавливают из нержавеющей стали и полимеров — полиэтилена или винипласта. Востребованы и комбинированные трубы — биметаллические из стали и меди и стальные с оцинковкой изнутри.
Судовой трубопровод — извилистый, сложносоставной — нуждается в дополнительных деталях для прокладки. Прямых участков в этой системе очень мало, поэтому переходы, изгибы, возвышения и занижения выполняются с помощью колен, тройников, стаканов. Это элементы, которые делают трубопровод гибким и подходящим для судна любой конфигурации.
Арматуры
Делится на запорно-регулирующую и контрольно-измерительную. Первая предназначена для запуска и отключения системы и отдельных ее участков. А вторая — для контроля за состоянием системы и отдельных ее участков и измерения всех возможных показателей — температуры, давления, скорости прохождения вещества по трубам, уровня воды и т.д.
Управление судовой арматурой осуществляется вручную и автоматически, локально и дистанционно.
К судовым системам также относятся:
• Источники питания
• Аппаратура для управления
• Емкости для хранения транспортируемых веществ и продуктов
Судовой трубопровод и входящая в его состав арматура — в особенности запорно-регулирующая (краны, клапаны, заслонки, захлопки) — постоянно подвергаются коррозии, механическому воздействию, истиранию. Именно поэтому одни из главных требований к материалам для судовой системы — долговечность, ремонтопригодность, коррозионная стойкость, устойчивость к повышенной влажности и климатическому воздействию.
Требования к судовым трубопроводам
Судовой трубопровод относится к категории ответственных систем, а потому, начиная с появления на бумаге и в процессе эксплуатации, должен отвечать следующим требованиям:
• Долговечность и высокий уровень надежности
• Живучесть — т.е. возможность системы выполнять свои функции при повреждении отдельных участков и в сложных аварийных ситуациях
• Устойчивость к механическим воздействиям и коррозии
• Эффективность при любых допустимых колебаниях окружающей среды
• Ремонтопригодность
• Быстрый монтаж, демонтаж, замена вышедшего из строя участка
• Доступная стоимость системы, отвечающая принятому бюджету
• Аккуратный и приятный внешний вид
• Обеспечение требований безопасности на судне
• Соответствие международным конвенциям и российскому Регистру в плане экологической безопасности и запрета на загрязнение вод
Устройство судового трубопровода
Общая судовая система — это множество специализированных трубопроводов со своими функциями и особенностями монтажа. Система в целом выполняет задачу перемещения воды (и других жидкостей), воздуха, пара, газа для нормального функционирования судна, безопасности и комфорта экипажа (команды), сохранности и безопасности груза. Кроме того, система трубопроводов гарантирует выполнение функций судна, связанных с его непосредственным назначением: перевозка наливных грузов, промысел, спасательные работы и т.д.
Традиционно судовой трубопровод включает в себя следующие системы:
Трюмные.
К ним относят осушительные, водоотливные, перепускные, системы нефтесодержащих трюмных вод. С некоторыми особенностями все эти системы, объединенные названием «трюмные», удаляют воду за борт судна, попавшую внутрь в результате штатных действий или аварий.
Балластные.
Балластный трубопровод необходим для приема, отведения и перекачки балластной воды с целью балластировки, т.е. придания устойчивости судна. Эта же система отвечает за наклон — крен или дифферент — необходимый для погрузки-разгрузки судна и плаванья в тяжелых условиях льда, шторма и др.
Системы пожаротушения.
Ликвидируют возгорания в любых частях судна, в том числе тех, где расположены горючие и взрывоопасные вещества. Подают по трубам, а затем выпускают из шлангов длиной не менее 15-20 метров, различные огнегасящие вещества: воду, пар, инертные газы, пены и др.
Бытовые.
Это трубопроводы, установленные для обеспечения санитарно-гигиенических и хозяйственных нужд судна. Благодаря этим системам, устроенным по аналогии с коммунально-сетевыми, обеспечивается работа пищевого блока на корабле, санитарного, а также хозслужб. Бытовые системы делятся на: системы питьевой, мытьевой воды, горячей бытовой и забортной воды. Как видно из названия, у каждого такого трубопровода строго определена «зона влияния». К примеру, мытьевая вода подается только в санузлы и прачечные, при этом к смесителям подводят исключительно питьевую и бытовую горячую воду.
Сточные.
Это целая группа судовых трубопроводов, предназначенная для отведения вод из сантехнических и бытовых приборов, а также с поверхности палубы. Работа сточного трубопровода регламентируется законодательными актами России и международных организаций. В связи с тем, что сброс сточных вод за борт судна в портах, прибрежной зоне, каналах строго запрещен, каждый плывучий объект должен быть оснащен емкостями для хранения с расчетом 50 литров воды на человека в сутки при стоянке в течение 3 суток.
Среди судовых трубопроводов известны также: системы вентиляции, кондиционирования и отопления; паро- и газоснабжения; сжатого воздуха и другие. Узкоспециализированные трубопроводы устанавливаются на суднах в зависимости от их назначения — для транспортировки нефти, нефтепродуктов, выполнения спасательных операций, доставки пищевых продуктов.
Судовые трубопроводы проектируют и строят по формату магистральных систем. А управляют автономным, групповым или централизованным способом. Автономное управление подразумевает самостоятельное обслуживание одного отдельно взятого отсека. Групповое подразумевает совокупное управление сразу несколькими зонами. При централизованном управлении всю систему контролирует и обслуживает один механизм. Современные судна оснащены комбинированными системами, где есть место и автономному, и централизованному управлению в качестве дополнительного, запасного, форс-мажорного.
Герметизация судовых систем
Судовой трубопровод, по способу соединения труб между собой, ничем не отличается от наземного магистрального, технологического, коммунально-бытового. Соединения труб бывают разъемными и неразъемными. Неразъемные соединения выполняют с помощью сварки или пайки и подходят они для тех участков, где разгерметизация не допустима и ведет к серьезным, сверхопасным последствиям. А также там, где по проекту запланирована прокладкам большой неразъемной линии без необходимости демонтажа.
Разъемные соединения судового трубопровода часто выполняют на фланцах и на резьбе. Реже используются штуцерные соединения с накидной гайкой и дюритовые, при которых трубы соединяют эластичными цилиндровыми муфтами и закрепляют хомутами.
Для фланцевых соединений труб, применяемых для транспортировки веществ с высокими показателями агрессивности, давления, температуры, скорости, предусмотрены герметизирующие прокладки из резины, паронита, меди, асбеста, алюминия. Это штатные герметики, которые подбирают в соответствии с диаметром труб, формой фланца, особенностями системы в целом.
Резьбовые соединения судового трубопровода довольно долго выполнялись на льне, пропитанном свинцовым суриком, масляной краской, сантехнической пастой и белилами.
Альтернативу штатным герметикам для судовых систем сегодня составляет целая группа материалов:
• Анаэробные гели-герметики
• Полимерные нити
Какие системы ими можно уплотнять?
• Водопроводные и водоотводящие
• Питьевой воды
• Сточных вод
• Природного и сжиженного газа
• Пара
• Нефти, нефтепродуктов и нефтехимии
Современные герметики подходят для:
• Резьбовых и фланцевых соединений (например, СТОПМАСТЕР ГЕЛЬ КРАСНЫЙ)
• Металлических и пластиковых труб
• Средне- и высокоагрессивных сред (бензина, раствора кислот, щелочей, морской воды)
• Трубопроводов высокого давления — 40 атмосфер и выше
• Транспортировки высокотемпературных веществ — возможен нагрев до 200 °C
Выбор герметика зависит от особенности системы:
• Места расположения трубопровода
• Окружающей среды
• Характеристик трубопровода
• Характеристик транспортируемого вещества
Преимущества современных полимерных нитей и анаэробных гелей-герметиков:
1. Высокая скорость монтажа — как минимум в 2 раза меньше времени затрачивается на сборку одного соединения
2. Возможность юстировки соединения на 180 градусов — без потери герметичности
3. Демонтаж соединения без серьезных усилий — вне зависимости от времени сборки; понадобиться может только нагрев участка
4. Высокая надежность и долговечность — что подтверждает 20-летняя гарантия от протечек и разгерметизации
5. Безопасность для систем питьевой воды, отсутствие токсичных испарений
Как было сказано выше, выбор герметика принципиально зависит от назначения конкретного трубопровода и транспортируемой среды. Для определения этих критериев, с учетом масштаба судового трубопровода и многочисленных ответвлений, была принята система маркировки (по Госстандарту 5648–90).
На каждый участок трубопровода наносят краску, липкую ленту или переводное изображение определенного цвета: зеленый — вода, желтый — газ, голубой — воздух, серый — пар и т.д. Это отличительный знак. Есть знаки предупреждающие — о транспортировки токсичных веществ или пищевых продуктов. Предполагается нанесение одного цвета и комбинации знаков для полной информированности экипажа, инспектирующих и ремонтных бригад о том, с какой системой они имеют дело здесь и сейчас, и какие меры предосторожности необходимо принять.
Воспользуйтесь нашими уплотнителями собственного производства при герметизации судовых трубопроводов.